Пикаранта

Питкяранта: фото, где находится, как добраться

Достопримечательности Питкяранты и Питкярантской области ежегодно привлекают тысячи русских и иностранных туристов. Небольшой городок на побережье Ладожского озера славится своими историческими памятниками, объектами культурного наследия и, конечно же, неповторимой живописной природой.

Где находится Питкяранта

Город Питкяранта находится на территории Республики Карелия в одном из самых живописных уголков России. Небольшой город, административный центр Питкярантского района, растянулся вдоль северо-восточного побережья Ладожского озера на несколько километров. Необычное название карельского города полностью оправдывает эту особенность – Питкяранта в переводе с финского языка означает «длинный берег».

История Питкяранты

История Питкярантского района всегда была тесно связана с Финляндией и Швецией. На это указывают и необычные названия главного города и поселений района. Первые упоминания о небольшом поселении под названием «Деревня на долгом берегу» появились в переписной книге Водской пятины Новгородской земли, в 1499 году. В начале XVII, согласно мирному Столбовскому договору, небольшое селение вместе с Северным Приладожьем отошло Швеции. После поражения Швеции в Северной войне эти земли были возвращены в состав России. В 1917 году Финляндия, отвоеванная у Швеции в начале XIX века, получила независимость, а Питкяранта с землями Приладожья вновь «сменила гражданство». В 1940 году после завершения Советско-финляндской войны Питкяранта была возвращена в состав СССР. В 1952 году Питкяранта получила статус административного центра Питкярантского района. В 1947 году район был упразднен, а в 1966 году вновь образован.

Как добраться до Питкяранты из Санкт-Петербурга

Доехать до Питкяранты из Санкт-Петербурга можно несколькими способами:

  • на автомобиле по трассе А-121 (Сортавала) – 339 км, по трассам Р-21 (Кола) и 86К-8 (Олонец-Питкяранта) – 409 км;
  • автобусом №963 (ежедневный рейс) Санкт-Петербург-Питкяранта от автовокзала №2 (ст. метро «Обводный канал»).

С 2015 года железнодорожное пассажирское сообщение с Питкярантой было прервано, поэтому добраться до города можно только на автобусе или автомобиле.

Достопримечательности Питкяранты с фото и описанием

Город Питкяранта в Республике Карелия славится своими природными и историческими достопримечательностями. Церкви, военные мемориалы, уникальные культурно-исторические объекты и завораживающая природа района – вот ради чего стоит посетить этот небольшой городок в Карелии.

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня была построена 11 августа 1898 года в основном на пожертвования местных жителей и благотворителей. В октябре этого же года церковь была и освящена архиепископом Антонием (Вадковским) в честь Вознесения Господня.

В годы Советско-финляндской войны храм был закрыт, позже в годы Великой Отечественной войны уничтожен. В настоящее время на месте старой деревянной церкви, от которой остались лишь фрагменты фундамента, установлен поклонный крест.

Лишь в 1991 году, в Питкяранте была организована православная община, а в 1995 году началось строительство главной духовной достопримечательности города – новой церкви на участке земли, расположенной через дорогу от разрушенного до основания храма. Из-за отсутствия средств и материалов строительство нового храма затянулось на 5 лет. В 2000 году новый храм Питкяранты был освящен архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом в честь Вознесения Господня.

Городской краеведческий музей

Главная достопримечательность города – краеведческий музей – был основан в 1965 году ветераном Великой Отечественной войны Василием Федоровичем Себиным. Простой учитель школы №1 вместе со своими учениками организовал поисковый отряд «Красные следопыты». За годы работы Василием Федоровичем Себиным и его группой было собрано множество ценных исторических документов, материалов на военную тематику. В 1969 году музей получил статус «Музей боевой славы».

В 1991 году музей обосновали в старом двухэтажном здании – знаменитом «доме Валдена», который чудом уцелел в годы войны. В этом же году на базе музея был учрежден городской краеведческий музей.

Фрагменты «Линии Маннергейма»

В Питкярантском районе недалеко от Долины смерти есть еще одна интересная достопримечательность – фрагменты «Линии Маннергейма», гигантского оборонительного рубежа, построенного финнами после провозглашения независимости Финляндии в 1920-1939 годах. Сохранившиеся с тех времен фрагменты «Линии Маннергейма» представляют собой ряд огромных валунов – противотанковых надолб и дотов. Часть оборонительной линии была разобрана под сельскохозяйственные земли, а содержимое дотов было вывезено после окончания Советско-финляндской войны в 1940 году.

Мемориал с могилой Неизвестного солдата

Мемориал Славы на могиле Неизвестного солдата в память о советских воинах, погибших в Советско-финляндской и Великой Отечественной войне на Питкярантской земле, установлен в 1977 году. Достопримечательность расположена в сквере, в самом центре города Питкяранта.

На месте, где был перезахоронен прах неизвестного солдата из братской могилы советских солдат, погибших в боях на о. Пусунсаари, установлена надмогильная плита с памятной надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом с могилой Неизвестного солдата расположена двухметровая мемориальная стена.

Мемориал «Крест скорби»

Одна из самых главных достопримечательностей расположена в 19 км от Питкяранты, в Долине героев (Долине смерти). Именно в этом месте во времена Советско-финляндской войны, в 1939-1940 годах погибли сотни тысяч советских и финских солдат. Мемориальный комплекс «Крест скорби» установлен 27 июня 2000 года. На сторонах чугунного креста изображены женщины, символизирующие оплакивающих своих детей матерей – Финляндию и Россию, чьи сыновья погибли в страшном бою.

На мемориальной плите, расположенной позади монумента, высечены памятные надписи на финском и русском языках.

Рядом с мемориалом «Крест скорби» расположено множество братских могил. На склонах холма, на котором установлен монумент, разбросано много крупных камней, символизирующих павших воинов.

Лютеранская церковь

Официально лютеранская община в Питкяранте начала свое существование с 1991 года. Старая лютеранская церковь, как и православный храм, была разрушена в годы войны. Первые богослужения проводили в небольшом деревянном здании бывшей музыкальной школы, отданной в пользование лютеранской общины городскими властями.

Духовная достопримечательность Питкяранты – приход Евангелическо-лютеранской церкви, расположенный в черте города, был открыт и освящен только в 1998 году. Сейчас небольшую и уютную церковь ежедневно посещают прихожане разных национальностей. Среди посетителей много молодежи. Службу в церкви Питкяранты ведут на двух языках: финском и русском.

Варашев камень

У северо-восточного побережья Ладожского озера неподалеку от деревни Пограндодуши расположена очень интересная достопримечательность Питкярантского района – Варашев камень.

Огромный гранитный валун с 1617 года являлся одним из рубежных знаков на границе России и Швеции, установленного согласно Столбовскому мирному договору. На камне высечены дата заключения договора, а также крест, заключенный в круг (на русской стороне) и корона (на шведской стороне), которая не сохранилась.

Несмотря на историческую значимость и статус природной достопримечательности Республики Карелия – Варашева камня, как таковой прямой автомобильной дороги к месту его расположения нет. Добраться до исторической достопримечательности, можно преодолев несколько километров через лес и вдоль побережья Ладоги пешком.

Памятник танку Т-26

Еще одна уникальная достопримечательность Питкяранты – памятник танку Т-26. Реликвия Советско-финляндской войны и Великой Отечественной войны благодаря компактности и легкому весу получила ласковое название «крылатый». Постамент с макетом боевой машиной был установлен в 2005 году, в честь юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Изначально на постаменте планировали установить настоящий танк Т-26, однако, по некоторым сведениям реликвия, поднятая со дна Ладожского озера в 1998 году, была выставлена на торгах и продана в неизвестные руки.

Водопад Юканкоски

Водопад Юканкоски, или Белые мосты расположен в 33 км от Питкяранты. Высота самого высокого водопада в Южной Карелии – Юканкоски, составляет 19 м.

Финское название природной достопримечательности, вероятно, связано с названием хутора Юка, который располагался неподалеку, вторая же часть названия «-коски» в переводе с финского означает «речной порог». Второе, русское название – Белые мосты, было дано в честь небольших белокаменных мостов, построенных финнами выше по течению реки Кулисмайоки. Сейчас эти каменные мосты полностью разрушены.

У Юканкоски есть младший брат – небольшой водопад высотой 11 м, расположенный на расстоянии 30 м от основного.

Лучшее время посещения этой природной достопримечательности Питкярантского района – осень или весна. Именно в это время водопад наиболее полноводен. Однако добраться до водопада будет не так просто, так как грунтовая дорога через лес становится практически непроходимой.

Водопады Верхний и Нижний Койриноя

Верхний и нижний Койриноя расположены в 7 км от Питкяранты, вблизи одноименного поселка. Пятиметровый Верхний Койриноя, или Мельничный, расположен прямо в поселке – на том месте, где раньше была мельница, а чуть позже – финская электростанция.

Нижний Койриноя, или Земляничный, расположен недалеко от Верхнего Койриноя. Второе название этой достопримечательности дали местные жители – рядом с четырехметровым громыхающим Койриноя много земляничных полян, а гранитные камни придают воде специфический розоватый оттенок.

Раньше у подножия водопада располагался завод по переработке руды. Сейчас Койриноя благодаря особенности течения воды привлекает множество любителей активного отдыха, спортсменов, и является одной из главных природных достопримечательностей района и Республики Карелия.

Водопад Роскелакоски

Живописный водопад Роскелакоски расположен недалеко от известного комплекса водопадов Юканкоски. Десятиметровый водопад Роскелакоски образован ручьем, вытекающим из озера Андронино. Именно поэтому второе, народное название водопада – Андроновский.

Отдых в Питкяранте в Карелии

Отдых в Питкяранте и Питкярантском районе Республики Карелия станет незабываемым событием в жизни каждого человека. На территории живописных уголков района расположено несколько туристических баз и гостиничных комплексов. Практически все базы отдыха имеют свои программы, включающие экскурсионные туры по местным природным и историческим достопримечательностям. В самом городе можно арендовать коттеджи и комнаты в мини-гостиницах с проживанием, включающих питание. В городском краеведческом музее им. В. Ф. Себина регулярно проводят пешеходные и выездные туристические экскурсии по главным достопримечательностям города и района.

Фото города Питкяранта

Ниже представлены фото города Питкяранта и его основных достопримечательностей.

Въездной знак в Питкяранту с северной стороны.

Питкяранта – вид сверху.

Железнодорожный вокзал, совмещенный с автовокзалом.

Памятник В. И. Ленину.

Церковь Вознесения Господня ночью.

Заключение

Основные достопримечательности Питкяранты – это военные мемориальные комплексы, посвященные Советско-финляндской и Великой Отечественной войне, исторические памятники и городской краеведческий музей. Небольшой город, расположенный в прибрежной зоне Ладожского озера, буквально пропитан событиями военного времени. В нескольких километрах от Питкяранты можно полюбоваться уникальными природными ландшафтами, водопадами, бурными реками, хвойными лесами, озерами и прочими достопримечательностями северной природы Карелии.

Питкяранта

Северное Приладожье — оно звучит как музыка: Лахденпохья, Сортавала, Питкяранта.

Несмотря на предполагаемую «национальность» Карелии, нерусского населения здесь гораздо меньше, чем названий.
Южнокарельские «местные» названия — они на самом деле не карельские, а финские: эти земли были под властью Финляндии в межвоенные годы.
Собственно, Питкяранта — один из таких экс-финских городов, самый восточный из них.
Строго говоря, история этого населённого пункта — как и десятков других на этом «заокраинном Северо-Западе» — начинается ещё в новгородские времена, когда на месте Питкяранты уже веке в XVI существовала «Деревня на Долгом Берегу у Ладожского озера».
Потом была Швеция, потом опять Россия; а с присоединением Финляндии в начале XIX века заводской посёлок Питкерандо (тот же «Длинный Берег») вместе со всей Выборгской губернией стал частью автономного Великого княжества Финляндского. Так эти места перешли к Финляндии, автоматически оказавшись в составе молодого государства уже в 1917 году: ну чем не крымская история?
Небольшое замечание о живучести старых границ: как и в случае со старой польской (до конца XVIII века) границей, русско-шведская граница допетровского времени ощущается и сейчас: по ней же проходила граница финских территорий до Великой Отечественной, и до сих пор финские названия заканчиваются именно после неё.
К 1920-м — 1930-м годам относится индустриализация района; тоже можно вспомнить разномастных историков-самородков, рассуждающих об уникальности и незаменимости «сталинской индустриализации». В Питкяранте появился целлюлозно-бумажный комбинат, от Сортавалы и Ляскели дотянули железную дорогу.
После окончательного присоединения к СССР в 1944 году в Питкяранте, как и в Суоярви, мало что менялось — только что город всегда был поживее, поближе к цивилизации, и капитального строительства здесь велось заметно больше, чем в соседнем райцентре.
Даже демографические показатели здесь схожие: 14 тысяч жителей к концу советского периода, 11 тысяч — сейчас.
Скажу сразу, Питкяранта у меня получилась не очень.
Почти весь дождливый и пасмурный августовский день ушёл у меня на преодоление на попутках 99-километрового расстояния между Суоярви и Питкярантой.
День на Севере длинный даже в августе; но к тому времени, когда я достиг питкярантских пределов, темнеть начало даже в этих краях.
Меня подвезли до вокзала как раз в тот момент, когда красноватое солнце пробилось сквозь низкие кучевые облака.

Читать еще:  Описание Цветка Борец Северный

Здание вокзала в Питкяранте современное, но пусть это не вводит никого в заблуждение — линия вдоль восточного берега Ладожского озера уже не один год — без пассажирского движения.

Печальная судьба железных дорог на западе и юго-западе Карелии — это отчасти, конечно, следствие идиотского РЖДшного менеджмента последних лет. Но не последняя причина такого развития событий — что железнодорожная сеть создавалась в этих местах в Великом княжестве Финляндском и независимой Финляндии, была ориентирована на финские потребности и топологически замкнута на финские железные дороги.
После того, как в 1940-х гг. непроницаемая советская граница окончательно отрезала Восточную Финляндию от остальной части страны, конечно, были предприняты некоторые меры по включению местной железнодорожной сети по включению в единую советскую сеть (а кое-что было сделано и раньше — та же линия Петрозаводск — Суоярви, строившаяся ещё в зимнюю советско-финскую войну). Но нормальная связь с «материком» восточно-ладожской железнодорожной линии была создана только в 1972 году (участок Олонец — Лодейное Поле; и всё равно, из-за территориальной структуры местной железнодорожной сети из той же Питкяранты проще было доехать до Сортавалы и Выборга, чем до Петербурга или Петрозаводска, сообщение с которыми в советских условиях явно оказывалось востребованнее.

В общем, в 2014 пассажирское сообщение с линии и, соответственно, из Питкяранты исчезло — теперь только автобусом; впрочем, грузовое движение вроде как сохраняется, и в неплохих объёмах.

Автовокзал, к слову, совмещён с железнодорожным вокзалом, так что сей прекрасный образец современной транспортной архитектуры не то чтобы совсем простаивает.

Как и в Суоярви, в Питкяранте есть черты нездешней — нерусской, несоветской — планировки, хотя их здесь и поменьше, чем у северного соседа.
Прежде всего я имею в виду более грамотное и внимательное использование рельефа местности: улицы вписаны в ландшафт холмистого, и местами даже каменистого северо-восточного берега Ладожского озера. Город вытянут вдоль берега километров на 5, и уходит вглубь континента на пару километров.
Ну как берега — как и почти везде на севере Ладоги, открытая вода здесь начинается не сразу, вдоль береговой линии тянутся острова, проливы, заливы, так называемые «Ладожские шхеры».

И оставшийся ещё с финских времён целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный рядом с вокзалом, находится на острове; через пролив переброшен мост.

От вокзала и питкярантской промзоны я пошёл вверх по склону — в поисках немногочисленного местного исторического наследия.

В финские времена город не был большим — буквально несколько тысяч человек — и в войну эти места были довольно серьёзно разрушены; так что от старой Питкяранты мало что осталось, кроме скелета (городской планировки).

Кажется, единственное похожее на финское, что я обнаружил в Питкяранте — это вот такие бараки:

Но и они на самом деле советские.
А вот эти строения имеют вид настоящих советских бараков:

А вот эти дома вроде современные — но имеют какой-то подозрительно нездешний вид:

После 1960 года в центре Питкяранты, впрочем, соорудили настоящий архитектурный ансамбль — внушительный для 10-тысячного города.

И застроили всё ядро города — несколько кварталов вдоль железной дороги — многоквартирными домами.

В более поздние годы делались явные попытки разнообразить «застойную» архитектуру:

Вообще, в Питкяранте для не самого богатого и депопулирующего города удивительно много зданий, построенных в постсоветские годы.
Питкярантский дворик:

В Питкяранте нет каменной, сколько-нибудь представительной застройки первых послевоенных десятилетий, потому что, насколько я помню, до возобновления производства на целлюлозно-бумажном комбинате жизни в городе особенно не было.
Массовое строительство началось только после того, как комбинат вновь заработал.

Соответственно, как и где-нибудь в Калининграде, достопримечательности в Питкяранте следовало бы искать — но, в отличие от бывшей восточно-прусской столицы, их здесь не то чтобы много.
Запомнился памятник лёгкому танку Т26 (именно памятник, а не сам танк — слышал, что это макет):

Он стоит чуть выше питкярантского центра, в том месте, где дорога на Сортавалу (улица Ленина) переходит в дорогу на Олонец (улица Горького), а в сторону главной площади отходит улица Гоголя. К слову, главная площадь — тот самый позднесоветский архитектурный ансамбль — не имеет, официального названия.
Как и почти везде в Карелии, основное здесь — это природа: Ладожское озеро, сплавная река Ууксу с водопадами и перекатами.

Уже совсем в темноте я вышел из Питкяранты и заночевал в первом попавшемся лесу.

Лес как был полагается — хвойный, с валунами, хитроумно скомбинированными с мхом.

И дальше на юго-восток вдоль ладожского берега, через всё более частые деревни.

Кое-где справа за деревьями мелькало великое озеро, но мне было не до него.
Подвозили не сильно лучше, чем в предыдущий день, а мне ещё надо было преодолеть 12о километров до Олонца, и ещё пару сотен за него в сторону Петербурга.
Об Олонце, о самом южном и самом древнем (по названию, по крайней мере) городе Карелии — в следующей главе.

Впервые название Питкяранта (в переводе с финского – Длинный Берег) было упомянуто в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода за 1499-1500 годы: «Деревня на Долгом берегу у Ладожского озера«. Питкяранта входила тогда в состав Никольско-Сердобольского погоста Корельского уезда, а ее дворы относились отчасти к Керисюрьской, а отчасти к Саарской переварам.

В период шведского владычества, согласно поземельной книге Кексгольмского лена за 1590 год, Питкяранта входила в состав Импилахтинской капеллы Сердобольского погоста, а в XVII веке – уже в Импилахтинскую капеллу вновь образованного Суйстамского погоста.

В 1499-1500 годах в Питкяранта было всего 3 двора и 30 человек жителей, к 1638 году – уже 7 дворов и 50 жителей, а к 1681 году население снова уменьшилось до 5 дворов и 30 жителей.

После поражения Швеции в Северной войне, Выборгская и Ладожская Карелии (так называемая Старая Финляндия) были в 1721 году присоединены к России. Из них была образована Выборгская губерния. В период царствования Екатерины I Питкяранта принадлежала придворному императрицы графу Брукену. В 1727 году Импилахтинский погост перешел в разряд дворцовых земель, с 1730 по 1764 годы принадлежал Александро-Невскому монастырю, в 1764-1797 годах являлся собственностью Императорской Коллегии Экономии, а после этого был передан в государственную казну.

В 1785 году через Питкяранта путешествовал академик Н.Я.Озерецковский, оставивший в своей книге «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» следующее описание: «К деревне Питкаранде проливается от озера широкая и длинная губа, далеко еще простирающаяся за деревню, которая лежит на правом или восточном ее берегу. Деревня сия называется также по-русски Долгим берегом, потому что от нее начинается ровный, низкий и большею частию прямой берег, какой окружает всю восточную сторону Ладожского озера даже до вершины Невы. Под Питкарандою кончатся высокие и каменные горы, окружающие озеро от Кексгольма до Долгого берега; тут пресекаются и губы, которые в гористой оной окружности весьма часты; исчезают также каменистые острова, какими северная часть озера усеяна; от Питкаранды как берег, так и самое озеро совсем другой вид принимают.«

В 1810 году над изучением недр Питкяранта работала, правда без особенного успеха, серьезная научная экспедиция под руководством капитана горного корпуса Фурмана.

В 1811 году Выборгская губерния воссоединилась с остальной частью Финляндии, входившей в состав России в качестве автономного Великого Княжества.

Начало практического освоения питкярантских недр было положено в 1814 году на горе Аласуомяки, однако многочисленные кустарные попытки разработок медной руды не привели к приемлемому результату.

В 1832 году на горе Аласуомяки появился первый медный рудник. В устье ручья Келиоя был поставлен первый медеплавильный завод. По соседству был сооружен конкурирующий завод, известный под названием Аласавотта.

Кроме медной была обнаружена еще и оловянная руда. В 1842 году в Койриноя, в устье одноименного ручья, был сооружен небольшой оловоплавильный завод. Прямо на водопаде была поставлена плотина, вода от нее по двум лоткам направлялась на колеса фабрики по промывке руды.

С началом деятельности металлургических заводов, Питкяранта, сложившаяся из старинной деревни и горняцкого поселка, стала крупным населенным пунктом. Была построена православная Вознесенская церковь.

Геолог С.Куторга в своем путеводителе по финляндским берегам Ладожского озера (1851 год) писал: «В здешнем рудном месторождении проложено восемь шахт, закрытых, для защиты от дождя и снега, дощатыми шалашами, под которыми помещаются ручной и конный ворот для поднятия воды и руд«.

Читать еще:  Описание Сорта Яблони Штрифель (Штрейфлинг)

Руда и металлы из Питкяранта отправлялись первые годы по суше, а с конца пятидесятых годов – пароходами. Зимой – по зимнику через города Сортавала и Кексгольм.

К середине XIX века все питкярантские рудники и заводы перешли в собственность петербургского акционерного общества Питкяранта-Компани. Для обеспечения заводов водой была предпринята безуспешная попытка соединить каналом озеро Ниетяярви и ручей Келиоя. В конце концов, из-за нехватки воды заводы были закрыты.

В 1860 году начали действовать два паровых завода по толчению и промывке оловянной руды. Все заводы были построены вблизи рудников.

Вот что писал в своем труде «Ладожское озеро» (1875) гидрограф А.Андреев: «Шахты в Питкерандо идут на глубину более 50 сажень и ниже горизонта Ладожского озера на 40 сажень . Рабочие в рудниках чухны. Они работают день и ночь, в две смены . Подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют . Питкерандский завод кормил иногда до 2000 рабочих с семействами, но колебания работ на заводе зачастую уменьшало рабочих в десять раз«.

В шахтерском поселке, который находился на берегу Ладоги рядом с шахтой «Красная глигка» (западная часть Питкяранта), располагались 24 деревянные казармы на тысячу человек. Рядом, в горняцкой части старой Питкяранта, были расположены дома управляющего и его помощника, дом пастора, православная церковь, несколько изб рабочих-шахтеров.

В 1877 году в Питкяранта побывал путешественник А.Елисеев, оставивший описание питкярантских рудников в своей книге «По белу свету»: «В то время, когда мы посетили Питкеранду, шахтовые работы на медных и оловянных приисках там велись довольно энергично и целые сотни рабочих копались в глубоких рудниках. Наш спуск в главную оловянную шахту, находящуюся на глубине более чем тридцати сажень, был не особенно удачен, и мы вместе с проводником не сошли, а скатились по сырым ступеням лестницы, отделавшись, впрочем, лишь небольшими ушибами . Спустившись в главную галерею с фонарями в руках, мы долго блуждали по шахтам, зеленоватые стены которых слегка искрились, отражая многочисленные огоньки рабочих, ломавших оловянную руду. Легкий плеск небольшой струйки воды, пробивавшийся в одной из галерей рудника, заглушался стуками молотов и голосами рабочих, забивавших шурф для порохового взрыва. Этот последний произошел так внезапно для нас, что я думал уже о том, не обваливается ли вся подземная галерея, грозя засыпать нас навсегда«.

К началу восьмидесятых годов XIX столетия в Питкяранта была школа с двумя классами: один для детей до 11 лет, другой – для детей от 8 до 13 лет. В разные годы в ней училось от 30 до 50 учеников. При школе работали два учителя.

Кроме олово-медеплавильных заводов в Питкяранта действовал сульфатный завод. Из окиси железа – побочного продукта при плавлении руд – изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии красились в те времена именно питкярантской краской.

В 1887 году был построен стекольный завод, производивший до 10 миллионов бутылок в год. Завод имел 2 непрерывно и 2 периодически действующие печи системы Сименса.

Перевозкой готовой продукции по Ладоге были заняты в середине девяностых годов XIX века два буксирных парохода и около двадцати барж.

Если до конца восьмидесятых годов преимущественно добывались и плавились медная и оловянная руды, то в девяностые годы на первое место выходят добыча железной руды и выплавка чугуна. В Масууни, на берегу Ладоги, с 1897 года действовал железоплавильный завод.

Добыча руд продолжалась до 1904 года, когда работы были прекращены по соображениям рентабельности.

Разработка была возобновлена на более совершенном технологическом уровне в 1914 году акционерным обществом Ристиниеми. Эти рудники продолжали действовать вплоть до начала 1950-х годов. Добыча железной руды осуществлялась в 10-15 км. юго-восточнее Питкяранта, в Лупикко.

На острове Нурминсаари действовал шестирамный лесопильный завод.

Акционерное общество Diesen Woоd построило на острове Пусунсаари целлюлозный завод и приобрело в собственность лесопильный. Первая продукция была получена в 1921. До постройки железной дороги готовая продукция уходила водным путем по Ладоге через Неву, а зимой – лошадями до Сортавала и Лахденпохья.

В 1929 году было завершено строительство трехэтажного офиса Diesen Woоd.

В 30-е годы XX столетия целлюлозный завод был полностью реконструирован и оснащен самым современным для того времени оборудованием.

В 1932 году в Питкяранта по 43-километровой ветке прибыл из Ляскеля первый поезд, а в 1933 железная дорога ушла дальше – на Иля-Ууксу.

К началу Второй мировой войны поселок был преимущественно деревянным. Самая крайняя, западная его часть (при въезде со стороны Сортавала) называлась Тойккасенкюля. Кроме гражданских построек здесь был штаб салминского погранотряда с казармами и стадионом.

Следующая часть, также расположенная вдоль шоссе, носила название Перякюля. Это – самая старая часть поселка. Здесь селились земледельцы, располагались начальная школа и магазин. Перякюля граничила с Раннанкюля и Петяякюля.

Раннанкюля. В этой части поселка находились железнодорожная станция, вокзал, русская школа, пристань, торговый центр, почта, аптека и контора Народного акционерного банка.

Петяякюля. Эта часть поселка начиналась с Рыночной площади. В ней располагалась православная церковь, народная школа и стадион.

Ристeус. Здесь были здание оборонной организации Суоелускунта (щюцкор) и казино.

Северо-восточная часть поселка называлась Первой. Возможно, что название это происходит от первого рудника. Достопримечательностью Первоя была Рукоусхуоне – лютеранская молитвенная комната, находившаяся в бывшем машинном помещении подъемника шахты, перестроенном по проекту архитектора Уно Ульберга в 1921 году. На берегу залива Куккаронлахти располагалась больница целлюлозного завода.

В самом начале Зимней войны Питкяранта была практически полностью сожжена. Нетронутыми остались только целлюлозный завод и примыкающий к нему район деревянной застройки на острове Пусунсаари. Деревянная Вознесенская православная церковь и несколько каменных зданий уцелели на материковой части.

Советские войска овладели Питкяранта 10 декабря 1939 года, а по договору от 12 марта 1940 года поселок вместе со всей остальной территорией Ладожской Карелии отошел к СССР. 9 июля 1940 года был образован Питкярантский район с административным центром в городе Питкяранта.

16 июля 1941 года финские войска вернули Питкяранта и оставили его после упорных оборонительных боев к вечеру 11 июля 1944 года. Согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года Питкяранта вновь отошла к СССР.

В июне 1947 года было возобновлено производство целлюлозы.

23 мая 1957 года Питкярантский район был упразднен, а его территория была разделена между Сортавальским и Олонецким районами.

Питкярантский район был восстановлен 28 декабря 1966 года.

Уцелевший в военные годы район деревянной застройки на Пусунсаари был уничтожен в 1970-е годы при расширении промышленной зоны.

Единственным полностью сохранившимся довоенным строением является здание бывшей аптеки (так называемый Дом Валлдена, постройки конца 1920-х годов), в настоящее время занимаемое краеведческим музеем.

22 февраля 1998 года было освящено новое деревянное здание лютеранской церкви. Строительство осуществлялось на средства, поступившие из города Куопио.

Питкяранта

Питкяра́нта (фин. Pitkäranta , карельск. Pitkyrandu ) — город в России, в Карелии, административный центр Питкярантского района.

Население 11 484 человека (перепись 2010) [1] .

Содержание

До Зимней войны 1939—1940 года входил в состав Финляндии. Был передан Советскому Союзу по Московскому мирному договору. Статус города присвоен 9 июля 1940. Во время Советско-финской войны 1941—1944 годов финские войска снова заняли город, но вынуждены были его оставить в августе 1944 года. [2]

28 декабря 1966 года был образован Питкярантский район. В настоящее время в его состав входят четыре сельских и Питкярантское городское поселение (город с деревнями Юляристиоя, Ууксу, Койриноя).

  • Среднегодовая температура воздуха — 2,7 °C
  • Относительная влажность воздуха — 79,3 %
  • Средняя скорость ветра — 3,0 м/с

Работает Целлюлозный завод «Питкяранта», другие предприятия деревообрабатывающей отрасли. В округе — добыча гранита, полевого шпата, производство щебня.

В экономике города ведущее место 81 % занимает лесопромышленный комплекс, второе место почти 17 % занимает горнопромышленный комплекс.

Городские районы

  • Перякюля (фин. Peräkylä )

Самая старая часть посёлка, в которой селились земледельцы, а также располагались школа и магазин. Она граничила с другими районами посёлка — Раннанкюля и Петяякюля.

Петяйякюля начиналась с Рыночной площади. Кроме того, здесь же располагались православная церковь, народная школа и стадион.

Здесь находились железнодорожная станция, вокзал, русская школа, пристань, торговый центр, почта, аптека и контора Народного акционерного банка.

Здесь были здание оборонной организации Суоелускунта (щюцкор) и казино [4] .

Примечания

  1. Таблица 2. Численность населения районов и городских населённых пунктов субъектов Российской Федерации // Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб./Росстат.. — Москва: ИИЦ «Статистика России», 2011. — С. 32 — 86.
  2. История второй мировой войны 1939—1945 в (12 томах), том 9, с. 26 — 40 (Глава 3.)
  3. NASA. База данных RETScreen
  4. Питкяранта

Статьи: Герб | Гимн | История | Население | Территориальное деление | Флаг

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Питкяранта» в других словарях:

Питкяранта — город, р.ц., Карелия. В XVIII в. д. Питкяранда (карел, ranta, randa берег , pitka длинный ) на вост. берегу Ладожского озера; употреблялась и русск. калька Долгий Берег. С 1940 г. город Питкяранта. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

ПИТКЯРАНТА — город (с 1940) в Российской Федерации, Карелия. Пристань на Ладожском оз. Железнодорожная станция. 14,8 тыс. жителей (1991). Целлюлозный завод … Большой Энциклопедический словарь

ПИТКЯРАНТА — ПИТКЯРАНТА, город (с 1940) в Карелии, пристань на Ладожском озере. Ж. д. станция. 14,5 тыс. жителей (1998). Целлюлозный завод. Лесозаготовки. Краеведческий музей. Близ Питкяранты добыча гранита. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Питкяранта — В Карелии, республиканского подчинения, районный центр, в 281 км к западу от Петрозаводска. Вытянулся узкой полосой вдоль северо восточного берега Ладожского озера (пристань). Железнодорожная станция на линии Лодейное Поле Янисъярви.… … Города России

Питкяранта — город (с 1940) в России, Карелия, пристань на Ладожском озере Железнодорожная станция 14,5 тыс. жителей (1998). Целлюлозный завод. Лесозаготовки. Краеведческий музей. Близ Питкяранта добыча гранита. * * * ПИТКЯРАНТА ПИТКЯРАНТА, город (с 1940) в… … Энциклопедический словарь

Питкяранта — город, р.ц., Карелия. В XVIII в. д. Питкяранда (карел, ranta, randa берег , pitka длинный ) на вост. берегу Ладожского озера; употреблялась и русск. калька Долгий Берег. С 1940 г. город Питкяранта … Топонимический словарь

Питкяранта — Питкяранта, город в Карелии, центр Питкярантского района, в 281 км к западу от Петрозаводска. Вытянулся узкой полосой вдоль северо восточного берега Ладожского озера (пристань). Железнодорожная станция. Население 14,7 тыс. человек (1996).П. (в… … Словарь «География России»

Питкяранта — город, центр Питкярантского района Карельской АССР. Погрузочный причал на сев. вост. берегу Ладожского озера. Ж. д. станция в 281 км к 3. от Петрозаводска. Предприятия ж. д. транспорта, целлюлозный завод … Большая советская энциклопедия

Читать еще:  Особенности Ухода И Формирования Кроны Фикуса Али

Питкяранта (завод) — Координаты: 61° с. ш. 31° в. д. / 61.565582° с. ш. 31.456909° в. д. … Википедия

Питкяранта (целлюлозный завод) — Целлюлозный завод «Питкяранта» Год основания 1914 Ключевые фигуры Д. В. Кустиков (генеральный директор) Тип Открытое акционерное общество … Википедия

Достопримечательности города Питкяранта (Карелия)

Питкярантский район расположен в южной части Республики Карелия, вдоль северо-восточного побережья Ладожского озера. Районный центр — г. Питкяранта. До Зимней войны 1939-1940 гг. город входил в состав Финляндии. Был передан Советскому Союзу по Московскому мирному договору. В Питкярантском районе, имеющем площадь 2,3 тыс. кв. км, проживает 23,2 тыс. человек (из них 11,4 тыс. чел. — в г. Питкяранта). Национальный состав населения: русские, карелы, финны.

Транспортная сеть

Через Питкярантский район проходит трасса международной Голубой дороги туризма, соединяющей Петрозаводск на западном побережье Онежского озера с Финляндией, Швецией и Норвегией. Расстояние от пункта пропуска «Вяртсиля» до г. Питкяранта — 115 км, от Петрозаводска до г. Питкяранта — около 200 км.

Попасть в район из Петрозаводска можно тремя маршрутами: через Суоярви, по Долине Смерти (это и есть маршрут Голубой дороги), и через Олонец, вдоль берега Ладожского озера.

Удобнее всего ехать, как говорят местные жители, «через Долину» (поворот с трассы М-18 «Кола» в Пряже). Дорога там, на большом протяжении, хорошего качества, что позволяет держать скоростной режим.

Маршрут через Суоярви длиннее (240 км), дорога плохая, а перед пересечением с трассой Р21 вообще переходит в грейдер.

Маршрут вдоль Ладожского озера (через Олонец), самый длинный (280 км), дорога в плохом состояний. Однако он может порадовать живописными видами и выездом на берег Ладоги для отдыха. Маршрут проходит через историческую деревню Погранкондуши — древний рубеж между Русью и Швецией.

В Питкяранту можно попасть из Санкт-Петербурга, через Приозерск-Лахденпохью-Сортавалу (340 км). Однако этот маршрут проблематичен из-за прохождения через погранзону.

Расположение района на берегу Ладожского озера обеспечивает в период навигации связь с о. Валаам, куда ходит «Метеор» из Питкяранты.

Экономика

Ведущее место (81%) в экономике Питкярантского района занимает лесопромышленный комплекс. Крупнейшим лесозаготовителем является ОАО «Ладэнсо». Крупнейшие деревообрабатывающие предприятия — ООО «Сетлес» (филиал транснациональной корпорации СтораЕнсо) и ЗАО «Ладожский лесопильный завод». Целлюлозно-бумажную промышленность представляет ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта».

Второе место (почти 17%) по объёмам производства в районе занимает горнопромышленный комплекс. Питкярантский район славится запасами декоративного и строительного камня — тёмно-серых, чёрных и красных гранитов, которые издавна добывали на побережье Ладоги. Приладожский гранит использовали для строительства многих архитектурных сооружений и памятников Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Праги и других городов.

Сегодня в Питкярантском районе действуют более 20 предприятий горнодобывающей промышленности. В основном, они специализируются на добыче щебня. В районе добывается третья часть щебня, производимого в Карелии.

В последние годы в Питкярантском районе наблюдается подъём сельского хозяйства. Кроме двух крупных сельскохозяйственных предприятий, работают несколько десятков фермерских и форелевых хозяйств.

Рыболовецкие предприятия ежегодно добывают в Ладоге более 300 тонн рыбы.

История и культура

Питкярантский район всегда занимал приграничное положение между Россией и Швецией, поэтому и судьба его складывалась непросто. Набеги шведов на эти края были обычным явлением. Карелам, населявшим Приладожье с конца первого тысячелетия, приходилось строить укреплённые городища, расположенные на возвышенностях. Остатки некоторых из этих древних памятников сохранились до наших дней.

В начале XVII века Северное Приладожье вместе с Питкярантой отошло к Швеции согласно Столбовскому мирному договору (1617 г.). Православные карелы, не желавшие оставаться под властью лютеран, вынуждены были покинуть родные края. О том времени напоминает приграничный знак — Варашев камень, лежащий на берегу Ладожского озера.

Только через сто лет, в результате поражения Швеции в Северной войне (1700-1721 гг.), земли Карельского Приладожья были возвращены в состав России по Ништадскому мирному договору.

В начале XIX века Финляндия была отвоёвана Россией у Швеции и объединена с Выборгской губернией, в состав которой вошла и Питкяранта. Великое княжество Финляндское обладало в России широкой автономией и было, по сути, государством в государстве. После Октябрьской революции, в декабре 1917 года, был подписан декрет о предоставлении Финляндии государственной независимости, и Северное Приладожье вновь оказалось за пределами России. Только в 1940 году, в результате Советско-Финской войны, приладожские земли вместе с Питкярантой были присоединены к СССР. 9 июля 1940 года был образован Питкярантский район с административным центром в п. Салми, в 1944 году райцентр перенесен в Импилахти, с 1952 года главный населенный пункт района — г. Питкяранта.

В 1957 году Питкярантский район упразднили, а его территория была распределена между Сортавальским и Олонецким районами. Повторное образование Питкярантского района произошло в конце 1966 года.

Природа

В переводе с финского «Питкяранта» означает «длинный берег». Питкярантский район расположен на живописном побережье Ладожского озера, изрезанном заливами-шхерами. Район отличается разнообразными природными ландшафтами. Здесь повсюду можно встретить следы деятельности ледника: камы и озы (холмы, образованные ледниковыми наносами), сельги (каменные гряды), бараньи лбы (гладкие округлые скалы). Уксинская озовая гряда, расположенная в Питкярантском районе, является памятником геологии.

Помимо обычных для Карелии озёр, особенное очарование району придают быстрые порожистые реки и водопады. Самые известные водопады: Белые Мосты (Юканкоски) на р. Кулисмайоки (19 м) и Койриноя (5 м).

Бурные реки Питкярантского района, изобилующие порогами, популярны у любителей скоростного сплава.

В этой местности преобладают хвойные леса (ель, сосна). Достопримечательностью района являются посадки сосны горной, не произрастающей в Карелии.

Питкярантский район славится богатыми запасами декоративного и строительного камня, а также подземных руд. Начиная с XVIII века здесь велась добыча гранитов для нужд Санкт-Петербурга. На острове Ювень в Ладожском озере добывался бледно-зелёный мрамор, который был использован при строительстве Мраморного дворца. В XIX веке в районе производилась разработка оловянных и железных руд.

Праздники Питкярантского района

День города Питкяранта (10 июля) — приурочен ко дню освобождения города

Военно-исторический фестиваль «Карельские рубежи» в д. Погранкондуши

Достопримечательности Питкярантского района

Памятник в честь столетия окончания российско-шведской войны у д. Ууксу

Мемориальная зона «Долина героев» с памятником «Крест скорби»

Историко-мемориальный комплекс «Ниетъярви» — участок «линии Маннергейма» с системой траншей, дотов, дзотов, минных полей, противопехотных и противотанковых заграждений

Посёлок Импилахти — имеет статус «исторического населённого места» с финской планировочной структурой. Здесь можно увидеть образцы финской архитектуры конца XIX — начала XX вв.: здание банка, дом священника и его летнюю резиденцию, исторические жилые дома, а также мемориальное кладбище финских воинов времён Второй мировой войны.

Скорбященская церковь (1910 г.) в пос. Орусъярви

Церковь Николая Чудотворца (1824-1826 гг. в пос. Салми)

Водопад Белые мосты

Уксинская озовая гряда

Расположение района Природные особенности Культурно-исторические особенности Природно-экологический туризм

Паспорт района Населенные пункты: города, села, деревни Расположение района

Район имеет хорошую транспортную доступность со стороны Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Сортавала. Расстояние от государственной границы (МАПП «Вяртсиля») до Питкяранты составляет 115 км.

Рельеф района чрезвычайно изрезан, изобилует грядами и каньонообразными понижениями, простирающимися в разных направлениях. Каньоны часто служат долинами порожистых рек и ручьев, сбегающих в Ладогу. В районе находятся три красивейших водопада, уже хорошо известные туристам.

Чрезвычайно интересны Ладожские шхеры, представляющие собой переплетение сетей разнообразнейших островов, мысов, заливов и проливов. Шхерный природный комплекс при соответствующей рекламе способен стать местом паломничества тысяч иностранных и отечественных туристов.

На территории района находится Уксинская озовая гряда, объявленная геологическим памятником — на ней проводятся экскурсии ученых-геологов, а также посадки сосны горной — декоративной породы, единственный в Карелии участок которой (0,6 га) находится на правом берегу р.Уксунйоки в 1,5 км севернее пос.Ууксу.

Южнее пос.Салми вдоль берега Ладоги нередки песчаные пляжи, сосновые боры и эоловые формы рельефа — дюны.

Культурно-исторические особенности

Исторические судьбы Питкярантского района складывались сложно. Первоначально край населяли саамы, затем они были оттеснены на север карелами и новгородцами, а с начала XVII века на столетие край попал под господство шведов, которые и раньше совершали сюда неоднократные набеги. Со шведским присутствием связан и самый древний исторический объект района — огромный Варашев камень, установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака. Со шведами связан и еще один исторический объект — оригинальный памятник в честь столетия последней войны между Швецией и Россией, установленный у деревни Ууксу. Памятник напоминает небольшую часовенку, хотя представляет собой бетонный блок, облицованный круглыми валунами, с четырехскатной крышей, также увенчанной круглым валуном. Спустя столетие край вновь вошел в состав России, а еще через сто лет был включен в состав Великого княжества Финляндского и на полтора века попал под его управление. В 1940 году эта территория была возвращена России. Чередование войн и населяющих край народов, длительное приграничное положение этой территории привели к тому, что здесь сохранилось немного культурно-исторических объектов. Объекты культурного наследия Питкярантского района — это 112 объектов, из которых более половины приходится на памятники, связанные с Зимней и Отечественной войнами, 28,5% — на памятники архитектуры, представляющие обычно наибольший интерес у туристов, 12,5% — на памятники археологии.

Таким образом, туристы на территории Питкярантското района в первую очередь знакомятся с военной историей. По обилию исторических объектов, связанных с военными событиями, подчас очень трагическими, район оставляет далеко позади все другие районы Карелии.

Основные достопримечательности района

Город расположен близ дорог на Петрозаводск и Суоярви, близ двух мемориально-исторических зон («Долина героев» и «Ниетьярви») и является удобным отправным пунктом на о.Валаам. Краеведческий музей является прекрасным объектом показа и культурным центром.

Посёлок Импилахти. Его туристский имидж определяют следующие факторы:

  • это бывший финляндский волостной центр;

Архитектурные объекты

  • Скорбященская церковь (1910 год) в пос.Орусъярви, находящаяся в относительно удовлетворительном состоянии и представляющая образец культового эклектического стиля;

Красота ладожских шхер уже давно оценена многими туристами. Условия шхер привлекательны и тем, что здесь в равной степени могут развиваться как сухопутные, так и водные виды туризма.

Следует обратить внимание и на водно-спортивный маршрут по р.Янисйоки.

Ещё более привлекательным может стать маршрут по р.Уксунйоки. Он более продолжительный, изобилует порогами и проходит по глухим безлюдным местам. Его началом может быть оз.Уксиярви (близ пос.Райконкоски) или оз.Кяснясенярви (близ дер.Кясняселькя). В первом случае длина спуска составит около 100 км, во втором — около 50 км.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector